Блог дилетанта широкого профиля

RSS

Классовая борьба, которой нет, но в которой мы проигрываем

С удивительной регулярностью приходится сталкиваться с утверждениями различных, иногда даже не глупых, людей о том, что классовой борьбы не существует. Мол это всё такая байка, которой левачки-марксисты людей дурят, чтобы дорваться до власти. Некоторые из тех, кто рвётся доказывать отсутствие борьбы между классами, зачастую, даже и не в курсе, что это за классы такие. Поэтому я решил написать данную статью. Ибо устал пояснять достаточно простые вещи. Тем более, что в этот раз мне будет ассистировать Росстат. А это, между прочим, главное статистическое ведомство нашего буржуазного отечества. Трудно игнорировать его выкладки.

Чтобы потом не возникало вопросов на этот счёт, стоит сразу определится с тем, а что же такое классы. Вы не представляете, насколько велик процент людей, которые берутся что-то рассуждать за марксизм (осуждать марксизм), реально думая, что под классами подразумевается доход! Ну то есть они будут осуждать разговоры про классовую борьбу уже потому, что им в этом слышится призыв к малоимущим бороться с чуть более обеспеченными, с так называемым "средним классом". Это не имеет ничего общего с реальностью, но очень созвучно с заблуждением о том, что марксизм "это про взять и поделить" и "уровнять всех в бедности".

А тем временем, классовое деление было предложено и разработано ещё до Маркса (Маркс вообще целиком "базирован" на классической политической экономии). И деление это проходит по отношению к средствам производства. В случае с капитализмом (мы как раз имеет "счастье" жить в эпоху развитого монополистического капитализма), данное деление позволяет нам определить ровно два класса: пролетариев и капиталистов. Первые — рабочий класс, люди, продающие свой труд. Вторые — владельцы средств производства, то есть того самого капитала, который бесполезен, если к нему не добавить труд первых. И этот труд капиталисты покупают.

Получение выгоды — естественное желание сторон при обмене. Капиталист хочет купить труд дешевле. И эксплуатировать его с максимальной отдачей. Пролетарий же продаёт свой труд, но труд затрачивает его жизненные силы. Их надо восполнять. Пролетарию нужны достаточные средства для пропитания (желательно здорового пропитания), нужны время и деньги на организацию досуга и общественной жизни. Но если пролетарий не обменяет свой труд на средства, то ему не на что будет жить. И в момент согласования условий обмена своего труда на средства, пролетарий оказывается значительно податливей, чем капиталист. Ведь где для капиталиста вопрос всё ещё состоит в получении прибыли от обмена, для пролетария речь идёт уже о том, чтобы обменять себе не в убыток. Где убыточность обмена неизбежно приближает смерть пролетария.

Борьба представителей одного класса за прибыль, а другого — за то, чтобы получить достойную оплату своего труда, это основной лейтмотив классовой борьбы в капиталистическом обществе. Даже если отрицаешь само наличие этой борьбы и не принимаешь участие в ней, она идёт. Притом речь идёт именно о классовой борьбе, а не только об конкретных условиях труда конкретных пролетариев на конкретных капиталистов по той причине, что труд носит общественный характер сам по себе. Такой же общественный характер неизбежно носят и трудовые отношения. И завоевания, так же как и сданные позиции, одного представителя класса неизбежно сказываются на всём классе.

К чему я это? И причём тут Росстат? А тут главное статистическое ведомство нашего буржуазного отечества отчиталось о том, что у нас средняя продолжительность рабочего дня увеличилась. Радость то какая! А точно радость? Ведь это означает, что капиталисты теперь присваивают больше труда за один рабочий день.

Кстати, трудно отрицать, что суммы, которые тратит пролетарий на поддержание своей рабочей силы, тоже увеличились. Значительно увеличились. Рост оплаты труда вообще не поспевает за ростом стоимости благ, которые нужны для того, чтобы пролетарий мог нормально поддерживать своё существование.

Так вот, дорогой друг. Если ты отрицаешь наличие классовой борьбы, то у меня для тебя есть плохая новость. Борьба эта есть. Она всегда в острой фазе. И от того, что ты закрыл глаза и повторяешь "Классовой борьбы нет", совершенно не желая бороться, другая сторона не перестанет тебя методично избивать.

Классовая борьба идёт. И мы в ней проигрываем. Такие дела.