Заметки дилетанта широкого профиля

RSS

YouTube заблокировали? Время блокировать мессенджеры!

А помните, как нам год назад YouTube «не блокировали»? Когда сам президент В.В. Путин сообщал, мол «мы не при делах, это у них проблемы»? Даже когда, за пару месяцев до этого, ГРЧЦ требовал, чтобы провайдеры не мешали средствам ТСПУ блокировать YouTube? Тот YouTube, который, кстати, так и не был законодательно заблокирован… А я прям с середины 2024 года был уверен, что YouTube будет заблокируют. Потому что речь, чтобы там говорящие головы нам не сообщали, речь, на самом деле, про деньги была. Большие деньги, которые мерещились тем отечественным воротилам, которые хотели занять место YouTube. Ну и большие деньги для всех, кто поставлял аппаратуру для осуществления блокировок. А теперь вот настал черёд Telegram и WhatsApp. И тоже их не блокируют сразу целиком, но обрезают им функционал. Строго для нашей пользы, потому что мошенники, знаете ли, пользуются звонками через эти мессенджеры! Чтож, давайте и на это посмотрим через призму того, кому же это выгодно будет…

ОПСОСы хотят больше денег!

О, эту аббревиатуру не я придумал… Это настоящий «народный» фольклор! По крайней мере, в конце нулевых, когда я попал в IT, сетевики эту аббревиатуру уже использовали. Собственно, ОПСОС — это ОПератор СОтовых Сетей. ОПСОСы - ОПераторы СОтовых Сетей, соответственно.

Так вот, 10го августа сего года Forbes (наш Форбс, «отечественный») сообщал, что ОПСОСы просили заблокировать звонки в «зарубежных мессенджерах». Потому что как-то там звонки эти количество трафика увеличивают, а ОПСОСам деньги нужны на поддержание сетей и всякое такое...

Ну и (кто бы сомневался?) уже через несколько дней VoIP-трафик мессенджеров стал блокироваться средствами ТСПУ. Всё произошло, собственно, как писали классики Марксизма-Лененизма: государство есть аппарат принуждения в интересах правящего класса. Правящий класс кто? Крупные капиталисты! Крупные капиталисты пожаловались, что зарубежные конкуренты им мешают делать гешефт? И государство спешит запрещать и блокировать!

Но есть категория граждан, которая «одобрямс» любые запреты. Они могут поверить, что использование звонков в мессенджерах и правда как-то очень сильно нагружает сеть операторов связи. И вот специально для них я сообщаю, что в актуальном стандарте связи 4G (он же LTE) вообще изначально не было ничего, что касалось бы передачи «голоса». Весь стандарт изначально был про передачу данных. То есть звонки изначально планировалось «гонять» через VoIP. Лишь в дополнениях к стандарту появилось подмножество VoIP, адаптированное для передачи «голоса» сразу поверх LTE, то есть VoLTE. Что не изменяет того, что реальная стоимость звонка с телефона и с мессенджера, установленного в телефоне, не то, чтобы сильно разнится. При некоторых сценариях звонок из мессенджера даже будет дешевле и оправданней (когда оператор «не осилил» VoLTE, используя CSFB на своей сети). Вопрос лишь в том, что ОПСОСы привыкли продавать пользователям услугу по цене, значительно превышающей её реальную себестоимость. И готовность абонента покупать её по такой завышенной цене была обусловлена памятью абонента об ценообразовании в более ранние времена (а во времена 2G, GSMа то есть, звонки на самом деле были более затратны). А вот интернет-трафик по завышенным ценам абоненты уже совсем не готовы покупать. Потому что web уже настолько «жирный», что если трафик будет тарифицироваться как во времена 2G/GSM, то оно и нафиг никому не нужно будет. А мессенджеры уже отбивают у абонентов желание переплачивать и за услугу голосовых вызовов, которая, на самом деле, стоит ровно столько, сколько стоит интернет трафик! Какая подлость! Нужно вмешательство государства, чтобы защитить интересы ОПСОСов и их воззрения на основы ценообразования!

Да, у ОПСОСов есть тарификация минут на стыках сетей. Да, она тоже разнится с тарификацией интернет-трафика. Но это рудимент отживших технологий, не имеющий ничего общего с реальными затратами ресурсов на оказание услуги. И то, что ОПСОСы формируют своё ценообразование сообразно с тем, как оно было 20 лет назад, повышая расходы по отрасли, это, казалось бы, их собственные проблемы… Но нет, оно постоянно становится проблемой абонентов, потому что эти расходы оплачиваются в итоге именно абонентами.

Более того, у всех ОПСОСов есть нынче услуга VoWiFi. А что это такое? Ну мы уже знаем, что, на самом деле, все звонки нынче — это VoIP. VoWiFi — это такой же VoIP через сервера ОПСОСа, как и при обычном звонке с телефона, но с частичным использованием стороннего интернет-соединения. Является ли тот факт, что как минимум часть пути голосовой трафик больше не преодолевает по столь ценной инфраструктуре вышек связи ОПСОСа, но преодолевает через интернет-подключение, которое абонент ОПСОСа отдельно оплачивает третьему лицу (своему интернет-провайдеру), поводом для скидки к стоимости такого звонка, совершённого через VoWiFi? Нет. Собственно, вот вам и прямое доказательство того, что ценообразование стоимости звонков, которое нам навязывают ОПСОСы, не имеет ничего общего с реальной их стоимостью.

Это как в анекдоте со счётом, содержащем пункт «прокатило». У них всегда «прокатывает». И только лишь им кажется, что есть кто-то, кто мешает им выставлять чек с «прокатило», как сразу государство спешит «запрещать и не пущать». Вперёд принятия законодательных актов даже. Ведь это всё забота об народе, который околпачивают мошенники через звонки в мессенджерах! Медлить в этом деле нельзя! Мне вот мошенники в 2020ом звонили через Telegram последний раз. Ровно в августе 2020го. Пять лет прошло. Понятное дело, что пять лет — это допустимое промедление. Когда дело касается меня. А вот даже пара дней после того, как уважаемые капиталисты пожаловались на недополучения бабла с населения, — это промедление недопустимое. Такое терпеть нельзя!

А населению предлагается платить и каяться. Строго по расценкам ОПСОСов. Ну или терпеливо подождать появления национального мессенджера MAX. Там звонки будут. Бесплатно ли — не понятно.

Мессенджер MAX. Зачем нужен национальный мессенджер?

Начальнички не очень шарят у нас за информационные технологии. Но вдруг они так ими озадачились! Вот и до мессенджера добрались… А давайте вспомним, чего это вдруг, год приблизительно назад, они так усиленно им озаботились? А Павла Дурова тогда «скрутили» вертухаи французкого режима… И оказалось, что Telegram сотрудничает со всеми, кто попросит. И вдруг, до кучи, оказалось, что войска РФ используют Telegram для связи на передовой.

Смешно и грустно было смотреть на некоторые интервью должностных лиц, заявлявших, что потеря Telegram вообще никак не повлияет на связь в зоне СВО. Ну вот такое, например, когда в прессу попадало:

В армии достаточно средств связи для того, чтобы не горевать по Telegram, тем более что пока он успешно и без сбоев работает и считается, что в компании есть даже какие-то особые протоколы на случай ареста владельца. Уверен, что и в случае, если мессенджер нельзя будет использовать, замена найдется быстро, русскому солдату не занимать выдумки и смекалки, которые он с успехом применяет на поле боя. На боевые действия это точно никоим образом не повлияет, и координация российских войск, уверен, будет и дальше производиться должным образом. Сейчас, по-моему, вообще гораздо больше стоит переживать за наших ребят в приграничной Курской области, которые круглосуточно уничтожают врага, чем за гражданина Франции Дурова и его детище. Приоритеты все-таки следует расставлять четче, не путая божий дар, который есть у наших воинов, с яичницей, в случае с Францией — омлетом
Первый зампред комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлёв (Газета.Ru), август 2024 года

Смешно и грустно. Ведь это у нас не абы кто: целый первый зампред комитета Госдумы по обороне! Его спросили об Telegram, а он выдал бравурную речь, полную шапкозакидательских воззрений. Но реальные военные, уже лет десять как, требовали от машин связи наличия выносного рабочего места (для той же Р-142ДА, например, выносное рабочее место — до 100 метров от машины). Чтобы можно было развернуть «аппаратную» и с ноутбуком засесть где-то поодаль. Ибо когда она выйдет в эфир, она станет мишенью. Потому что на дворе не середина 20го века, когда можно было положится на внезапность. SDR, знаете ли, сразу покажет появление нового передатчика в эфире. В широком диапазоне.

Но, внезапно, прогресс создал приёмопередающие устройства, пригодные для организации АСУ уровня звена не хуже, чем Р-142ДА. Мобильные телефоны. Притом мобильные телефоны у всех одинаковые. Ну относительно: когда Р-142ДА выходит в эфир, любому понятно, что это военные. Другое дело, когда военный применяет обычный сотовый телефон. И тогда только перехват и анализ звонка или sms может дать возможность его вычленения из общей массы абонентов сотовой сети. Но Telegram решал и этот вопрос, ведь это ip-трафик, где полезная нагрузка ещё и зашифрована TLS. И относительная безопасность для военного обусловлена, в таком случае, обилием «ложных целей», то есть множества гражданских лиц, которые тоже пользуются мобильным телефоном и Telegram для связи. Но маскировка эта работает лишь тогда, когда сам провайдер услуги, то есть владелец Telegram, не сообщает сетевые адреса и уникальные идентификаторы устройств противнику.

И пока Алексей Журавлёв сообщал нам, что Telegram не то, чтобы критически нужен, другие начальнички (более компетентные?) резко принялись искать подрядчика, чтобы он им национальный мессенджер «сообразил». Понятное дело, что мессенджер им нужен именно в виде массового и общепринятого мессенджера. Так что туда всех будут загонять любой ценой. Вон, школьников уже в MAX пробуют затащить, хотя, ещё пару лет назад, их в другие специализированные мессенджеры гнали всех метлой. Госуслуги тоже обещаются. Что угодно в MAX «засунут». Не волнуйтесь. И конкурентов всех запретят. Потому что начальничкам нужен мессенджер, который сравнялся бы по охвату с Telegram. Любой ценой.

Что должен делать настоящий патриот в этой ситуации?

Ну как что? Во-первых, платить и каяться, для начала. Понятное дело, что ОПСОСы, в первую очередь, - патриотичные русские бизнесмены. Любой сознательный патриот должен поддержать национальный бизнес и не роптать о цене услуг.

Во-вторых, любой сознательный патриот должен с удовольствием перейти в мессенджер MAX. Потому что он, знаете ли, свой. Русский. И разработан он патриотичной компанией VK, которая входит в ещё более патриотичный Газпром. Как такое не выбрать? Между привычным, но совсем бесовским, WhatsApp и, совсем ещё недавно нашим, но уже не очень, Telegram… нужно обязательно выбирать MAX от VK! VK конечно не допустят, чтобы ваши данные из Госуслуг, которые обязательно туда вмонтируют, куда-либо «утекли». И точно не будут пользоваться ими в своих интересах. Нет. Ну и да, каждый патриот, перешедший в национальный мессенджер, фактически, своим телом прикроет тех, кому важна скрытность в деле защиты родины (как это работает, я написал выше)! Такое надо поддержать!

Нафига я написал эту заметку? Иноагент что ли?

Знаете, сам то я звонками через мессенджеры не пользовался. И, казалось бы, ничего не потерял от того, что кто-то теперь не сможет пообщаться, используя привычный инструмент. У меня нет престарелых родственников, которых я с трудом бы сначала приучал звонить через WhatsApp или Telegram, а теперь был бы обречён пересаживать их на MAX. Нет. Но это цирковое представление просто нервирует. Даже в первом приближении. Одна только пиар-компания в СМИ чего стоила! И совсем не хорошо становится от перспектив обязательности этого MAXа. Не понимаю, что может помешать начальничкам в их стремлении расширить пользовательскую базу любой ценой, например через перенос части функционала Госуслуг ТОЛЬКО в MAX. А что, цифровую подпись туда уже прикрутили… Хотя, по-хорошему если, сочетание мессенджера, Госуслуг и средств, позволяющее подписывать электронные документы, гарантировано сулит проблемы.